baner_into

Новости

Историческая справка о борьбе «Курэш»

Борьба «Курэш» имеет свои глубокие корни, наряду с обрядами, традициями она характеризует национальную культуру татарского и многих тюркских народов (башкир, чуваш, якутов, тувинцев и др.). Тюркские народы, в том числе татары издревле были знамениты своими батырами, которые определялись в честной борьбе (курэш) на борцовском майдане. Борьба в древнетюркском обществе представляла собой не просто зрелищное состязание, а боевое искусство, часть подготовки будущего воина.

☘️Первые упоминания о татарской борьбе курэш оставили арабский путешественник Ахмад Ибн Фадлан, посетивший Волжскую Булгарию в 992 году, и Абу Хамид аль-Гарнати, побывавший там же в 1131 году. Они рассказывали о народном празднике и о борцах-пахлеванах. Борьба курэш традиционно проводились во время различных празднеств. Она была и частью свадебного обряда и центральным событием традиционных игр в рамках земледельческого праздника Сабантуй. Померяться силами с татарскими батырами приезжали борцы со всех краев – из русских селений, казахский степей, Средней Азии и Кавказа, Украины и Крыма. Среди знаменитых борцов – батыров своего времени были и такие выдающиеся личности, как богослов, философ, историк, просветитель Шигабутдин Марджани, общественный деятель,  историк Хади Атласи.

☘️ У татар издревле было принято дарить самым лучшим сынам, батырам, победившим на борцовском майдане, круторогого, молодого и сильного барана, который считался символом успеха, урожайности и изобилия, благополучия.

☘️Традиционная национальная борьба курэш представляет собой одну из разновидностей поясной борьбы и имеет свои особенности. Она, как и другие виды поясной борьбы тюркских народов, обособилась в самостоятельный вид борьбы еще в глубокой древности, и до настоящего времени претерпела изменения, связанные с техникой выполнения приемов, тактикой ведения поединка и правил проведения состязаний, но при этом не потеряла своей уникальной традиционности. Менялись условия жизни, происходило развитие и совершенствование борьбы курэш, ее приемов, правил проведения, методов подготовки борцов. Некоторые из них, казалось бы, устаревшие и порой не рациональные в условиях современной жизни не исчезли, а наоборот наслаивались на новые, составляя, таким образом, черты национально-культурной специфики. Другие же приемы и правила проведения борьбы курэш канули в лету, забыты и сегодня уже не находят применения.

☘️👍☘️Отличительной особенностью татарской борьбы курэш является то, что пояс или полотенце не завязываются узлом, а накидываются на спину соперника. При этом свободные концы наматываются на кисти. Эта борьба, как и все виды поясной борьбы, ведётся только стоя.

☘️Задача схватки – повалить соперника на спину. У казанских татар и башкир были полностью запрещены атакующие действия ногами – подножки, подсечки и зацепы. Эта особенность обусловливала преимущественно силовой характер борьбы.

☘️ У татар Москвы, Нижегородской, Астраханской и Пензенской губерний правилами курэш были разрешены атакующие действия ногами. Широко использовались подсады, подножки, подсечки и зацепы, пояс нередко завязывался на талии узлом. Все это способствовало более динамичному ходу поединка.

☘️Сегодня народную борьбу вытесняет спортивная борьба на поясах, которая представляет собой усреднённый вариант правил поединков разных народов. Ведение новых правил в курэш стало своеобразной ступенью в продвижении этого вида национальной борьбы к профессиональному спорту.

☘️Процесс начался с проведения соревнований по борьбе «курэш» в рамках Спартакиады автономных республик и краев в июле 1928 г., прошедшей в г. Казани. В 1940 г., в честь 20-летия образования ТАССР в Казани провели I-й чемпионат Республики по борьбе «курэш», а с
☘️🎖️☘️1956 г. стали проводить наиболее массовые и представительные открытые республиканские соревнования памяти героя-поэта Мусы Джалиля.

☘️В конце 1950-х – начале 60-х годов развитием борьбы «Курэш» в республике занималась федерация, объединяющая классическую (греко-римскую), вольную борьбу и самбо.

☘️В 1959 г. установили систему проведения регулярных чемпионатов и первенств ТАССР, а также Башкирии, Мордовии и других регионах СССР, а через десять лет, 5 декабря 1968 г., была создана федерация татаро-башкирской национальной спортивной борьбы «Курэш».

☘️15 апреля 2005 г. учреждена Общероссийская общественная организация «Федерация борьбы на поясах», что привело к окончательному становлению борьба на поясах, как вида спорта.

☘️9 сентября 2009 г. была создана Международная ассоциация татарской борьбы на поясах «Курэш», которая получила признание Всемирного комитета традиционных видов борьбы Международной федерации объединенных стилей борьбы (ФИЛА).

☘️Чемпионат мира в Казани дал сильный толчок для развития борьбы «Курэш» на международной спортивной арене. После проведенного чемпионата мира были созданы официальные национальные федерации по борьбе «Курэш» в Узбекистане, Иране, Пакистане, Таджикистане и на Украине. Начал развиваться этот вид спорта и в других странах – Беларусь, Казахстан, Южная Корея, Индия, Монголия, Китай, Туркменистан, Молдова, Латвия, Абхазия, Киргизстан и др.

☘️Была создана Азиатская ассоциация татарской борьбы на поясах «Курэш». Борьба на поясах была включена в программу XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани. Сегодня активно проводятся континентальные чемпионаты и чемпионаты мира.

☘️Национальная борьба курэш прошла длительный путь в своем развитии, прежде чем выйти на международный уровень и получить международное мировое признание. Сохранив свою самобытность и зрелищность, она по праву может претендовать на признание ее в качестве олимпийского вида спорта.

☘️☘️☘️На Майдане Сабантуя побеждает сильнейший, желаю вам быть всегда сильным, мудрым,полезным и востребованным в обществе,для своего Народа, для себя и для своих близких,а также быть настойчивым в достижении благородной цели.

Наилучшими пожеланиями и с уважением Тахир Хадеев.